Политехнический институт
Политехнический институт

e-mail: info@robo-tec.ru

Тел: +7(812)552-74-01

     История кафедры "Транспортные и технологические системы"


В 2006 году кафедре исполнилось 100 лет!

История кафедры «Транспортные и технологические системы» берет свое начало в январе 1906 г., когда ведущий инженер Путиловского завода Лев Зиновьевич Ратновский был избран на должность преподавателя Санкт-Петербургского политехнического института по кафедре «Подъемные машины». В те времена кафедрой называлась должность профессора, ведущего соответствующую дисциплину. Таким образом, преподавание и исследование проблем расчета и конструирования подъемно-транспортных машин в нашем университете началось с 1906 г. В 1910 г. Львом Зиновьевичем было начато издание первого в России учебного пособия «Подъемные краны», которое выходило отдельными выпусками до 1915 г. С 1912 г. курс "Подъемные и транспортные механизмы" преподавал профессор Николай Николаевич Емцов, ученик Л.З.Ратновского, ведущий специалист Путиловского завода, автор ряда уни-кальных для того времени проектов грузоподъемных машин.

Революционные годы и Гражданская война нарушили систему подготовки инженеров в Политехническом институте. В сентябре 1917 г. распоряжением Временного правительства занятия во всех вузах Петрограда были приостановлены. Многие преподаватели были не согласны с вводимыми преобразованиями. Как сказал директор политехнического института А.А.Радциг на заседании Совета Петроградского политехнического института 8 ноября 1917 г. «Великое бедствие постигло страну. Под гнетом насильников, захвативших власть, русский народ теряет сознание своей личности и своего достоинства». Положение преподавателей резко ухудшилось. Нарком просвещения Луначарский А.В. назвал профессуру «зловреднейшим элементом России». В 1918 г. институтские преподаватели были отнесены к III категории и на два дня могли получить четверть фунта хлеба и 5 селедок. С 1917 до 1921 г. занятия в институте практически не проводились.

В послереволюционные годы на механическом факультете преподавали выдающиеся ученые: академики А.Ф. Иоффе, Н.Н. Павловский, М.В. Кирпичев, будущий академик Д.В.Скобельцин. Преподавание различных разделов специальности «Подъемно-транспортные машины» велось на кафедрах «Массовый транспорт», «Транспортные устройства», «Теория расчета и конструирования подъемных сооружений», «Подъемно-транспортные и землеройные машины», «Подвесные дороги», «Внутризаводской транспорт», «Механизация перегру-зочных работ и канатные дороги» и др. В 1931 г. появились кафедры в современном понимании этого слова, то есть как административные подразделения с коллективами преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов по определенным специальностям, и заведующим, отвечающим за качество подготовки. В те годы обучение всех студентов факультета велось по единому учебному плану, и только на последнем курсе выбиралась кафедра для получения более узкой специализации. 

В 1931г. на отделении «Подъемно-транспортные машины» Политехнического института утверждаются кафедры «Подъемные машины», зав. кафедрой доц. Н.В.Руднев, и «Экскаваторы», зав. кафедрой доц. Н.Г.Домбровский. Среди выпускников кафедры «Подъемно-транспортные машины» 1931 г. были специалисты, ставшие в дальнейшем ведущими преподавателями кафедры, М.М.Гохберг, А.А.Ананьев, В.В.Пясецкий, А.И.Колчин.

С 1931 г. по 1941 г. заведует кафедрой «Подъемно-транспортные машины» профессор Николай Васильевич Руднев – человек удивительной судьбы. Он бежал в 1910 г. из России от преследования за революционную деятельность в Бельгию, учился и работал в Германии, после революции вернулся в Россию и стал ведущим специалистом по краностроению Ленинградского металлического завода, а потом Ленинградского завода подъемно-транспортных машин. Он автор первых в СССР стандартов в области подъемно-транспортных машин, разработчик классификации режимов работы кранов. В 1930 г. Николай Васильевич был приглашен читать курс «Подъемные машины» в Ленинградском машиностроительном (политехническом) институте, а в 1931 г. – возглавил кафедру 

В 1930 г. в Ленинградский машиностроительный институт пришел профессор Пантелеймон Степанович Козьмин – один из основоположников отече-ственной школы создания машин непрерывного транспорта, создатель теории инерционной разгрузки ковшей элеваторов, автор фундаментального учебника в 3-х частях «Машины непрерывного транспорта» (1934-36 г.г.), выдержавшего 4 издания, и еще 10 книг. В 1925 г. он руководил кафедрой «Массовый транс-порт». С 1930 г. он возглавлял кафедру «Транспортные устройства», с 1934 по 1937 г. и с 1943 г. по 1945 г. он заведовал кафедрой «Подъемно-транспортные машины».

Доктор технических наук, профессор Виноградов Николай Павлович крупнейший специалист России в области металлических конструкций линий электропередач и крановых конструкций. В 1932 г. он возглавляет кафедру «Теория расчета и конструирования подъемных сооружений». В 1935 г. он становится деканом механического факультета и заведующим объединенной кафедрой «Подъемно-транспортных и землеройных машин». С августа 1941 г. был назначен на должность заместителя директора Политехнического институ-та по научно-учебной части, занимался организацией производства военной продукции в институте. В 1942 г. был репрессирован, а в 1952 г. – полностью реабилитирован. Вернулся на работу в должности профессора кафедры ПТМ Ленинградского политехнического института, где продолжил работы в области прочности металлических конструкций.

После Великой отечественной войны в Политехническом институте возобновляется подготовка инженеров по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование» на кафедре «Подъемно-транспортные машины», которой в период с 1945 г. по 1969 г. руководит профессор А.И.Дукельский (рис.1)

.

 
Рис.1. Коллектив кафедры ПТМ в 1968 г.

Доктор технических наук, профессор Дукельский Александр Иосифович – один из крупнейших специалистов своего времени в области подвесных канатных дорог, портовых и судовых грузоподъемных машин, механизации перегрузочных работ, разработчик ряда технических проектов кранов и подвесных дорог. Он автор 11 книг, среди которых учебники и монографии. Под его редакцией вышли два издания «Справочника по кранам», 1961-63 г. и 1971-73 г. При нем на кафедре были развернуты масштабные работы по исследованию сопротивления усталости металлических конструкций под руководством профессора М.М.Гохберга и долговечности канатов под руководством профессора А.И.Дукельского.

В 1951 г. на Гидромелиоративном факультете ЛПИ по инициативе профессора Глебова П.Д. организуется кафедра «Дорожные, строительные машины и оборудование», которую возглавил доцент, к.т.н. Зубанов М.П. В 1953 г. состоялся первый выпуск инженеров этой специальности. В 1955 г. кафедра была переведена в состав механико-машиностроительного факультета. После кончины М.П.Зубанова в 1961 г. заведование кафедры поручено к.т.н., доценту Семенову В.П., который в то время был заместителем декана ММФ (рис.2).

Василий Павлович Семенов пришел в ЛПИ им. М.И.Калинина из армии в 1946 г., и включился в работу по созданию на кафедре ПТМ лаборатории по исследованию сопротивления усталости крановых металлических конструкций, которая велась под руководством доцента М.М.Гохберга. В 1961 г. он назначается заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машин» и проректором по учебной работе ЛПИ. В 1969 г., после ухода из института профессора А.И.Дукельского, Василий Павлович возглавил кафедру «Подъемно-транспортные машины». Он был талантливым организатором, в период его ру-ководства как на кафедре СДМ, так и на кафедре ПТМ выполнялся большой объем хоздоговорных научных работ, было наибольшее число аспирантов, было построено новое здание пульсаторной лаборатории для кафедры ПТМ (рис.3).

 
Рис.2. Коллектив кафедры СДМ в 1968 г.

 
Рис.3. Василий Павлович Семенов на кафедре ПТМ, 1976 г.

После перехода В.П.Семенова на кафедру ПТМ в 1970 г. заведующим кафедрой «Дорожные и строительные машины» стал доктор технических наук, профессор Николай Яковлевич Хархута (рис.4). До этого он работал в СоюздорНИИ, где в течение 32 лет прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института. Н.Я.Хархута был крупнейшим ученным в области механики и физики грунтов, строительного и дорожного машиностроения, его работы были широко известны в СССР и за рубежом. Он являлся автором теоретических основ моделирования поведения грунтов при различных воздействи-ях. Им выпущено более 150 публикаций, 10 монографий и учебников, которые использовались в инженерной практике и при обучении студентов по всему Советскому Союзу. Николай Яковлевич возглавлял кафедру «Дорожные и строи-тельные машины» до 1984 г. После его смерти заведующим кафедрой стал профессор Башкарев А.Я., который в это время был деканом механико-машиностроительного факультета.

 
Рис.4. Коллектив кафедры СДМ в 1982 г.

После кончины В.П.Семенова с 1981 по 1982 г. кафедрой «Подъемно-транспортные машины» руководил доцент Владимир Николаевич Юшкевич, ученик профессора Гохберга М.М. (рис.5). Это был человек незаурядных способностей, научные интересы которого лежали в области исследования долговечности крановых металлических конструкций. Он был освобожден от должности заведующего кафедрой в связи с работой над окончанием докторской диссертации, но в 1986 г. скоропостижно скончался.

 
Рис.5. Выпускники и преподаватели кафедры ПТМ в 1982г.

В период с 1982 по 1986г. кафедрой ПТМ руководил доктор технических наук, профессор Гохберг Михаил Михайлович. Он пришел на работу в Политехнический институт после войны, в 1945г. и начал воссоздавать научную школу по исследованию прочности и долговечности крановых металлических конструкций. Михаил Михайлович со своими учениками вел научные работы по заказам ведущих заводов СССР: Ленинградского завода ПТО им. С.М.Кирова, заводов «Уралмаш» (г.Свердловск), «Сибтяжмаш» (г.Красноярск), «Ждановтяжмаш» (г.Жданов) и др. Он написал 6 монографий по проблемам проектирования металлических конструкций ПТМ, которые стали основной литературой студентов и практикующих конструкторов, был соавтором трех из-даний «Справочника по кранам» (1961-63, 1971-73 и 1988г.г.) и редактором последнего из этих изданий. Его учениками написано и защищено 20 кандидат-ских и 3 докторских диссертации. 
В 1986 г. кафедры «Подъемно-транспортные машины» и «Дорожные и строительные машины» были объединены (рис.6). Новое подразделение меха-нико-машиностроительного факультета ЛПИ, получившее название кафедра «Подъемно-транспортные и строительные машины», возглавил профессор Башкарев А.Я. (рис.7). В 2003 г. кафедра переименована в «Транспортные и технологические системы».

 
Рис.6. Коллектив кафедры ПТСМ в 1987 г.

Альберт Яковлевич Башкарев д.т.н., профессор, специалист в области диагностики и обеспечения надежности и долговечности тяжелонагруженных узлов строительной техники, в том числе с применением в узлах трения композиционных материалов на основе полимеров. Результаты работ внедрены в прак-тику многих предприятий отрасли. Его работы отмечены правительственными наградами, а также медалями ВДНХ СССР и государственной премией РФ в 2004 г. Он работает на кафедре «Строительные и дорожные машины» с 1966 г., с 1984 по 1994 был деканом механико-машино¬строительного факультета. В 1994 г. он перешел на должность проректора СПбГПУ по научной работе.

 
Рис.7. Коллектив кафедры ПТСМ в 1993 г.

В настоящее время на кафедре работает 13 профессоров, 7 доцентов, 3 старших преподавателя (рис. 8).

 
Рис.8. Коллектив кафедры ТТС в 2006 г.

100-летний Юбилей кафедры в 2006 году. В торжественных мероприятиях принили участие порядка 80 гостей. Приехали наиболее известные выпускники кафедры (рис.9).

 
Рис.9. Выступление Университетского хора

Кафедра ТТС © ∞